Что лечит психотерапевт у детей и взрослых

Детский психиатр, психолог или психотерапевт – когда к ним обращаться?

Когда обращаться к детскому психологу, психиатру или психотерапевту ?

Ни один ребенок, подрастая и развиваясь, не может избежать в то или иное время тех или иных проблем, будь то повышенная тревожность, страхи (фобии), нарушения сна, временное недержание мочи (энурез)…

Симптоматика у ребенка отличается от симптоматики у взрослого человека, и признаки болезни не всегда означают, что ребенок болен, что он нуждается в лечении какого-то заболевания с подобными симптомами.

Появление некоторых симптомов вполне нормально и требует к себе внимания только потому, что говорит о попытке ребенка адаптироваться к новой для него ситуации.

Необходимость обращения к специалисту диктуется не «нормальным» или «ненормальным» характером заболевания, а тем, насколько оно тягостно для самого ребенка и его окружения.

Разумеется, есть симптоматика, прямо указывающая на то или иное тяжелое недомогание или болезнь, — например, проблемы с развитием. Однако в таких случаях речь идет не об отдельных симптомах, а о целой группе нарушений, проявляющихся достаточно рано и отражающихся на развитии ребенка, причем случаи эти не так уж часты.

Вы сомневаетесь, стоит ли идти к специалисту Вашему малышу меньше двух месяцев, и вы убеждены, что нарушения у него сна или питания со временем пройдут сами собой. Вполне возможно, вы правы. Тут важно, насколько сильно эти трудности отражаются на вашей повседневной жизни и отношениях с ребенком. Не следует усугублять ситуацию, нельзя, чтобы трудности стали постоянными. И иногда в таких случаях своевременная консультация оказывается весьма полезной.

Совершенно очевидно, что по мере роста ребенка возникают все новые сложности, но так же очевидно, что далеко не всегда вам требуется консультация психолога или психотерапевта: часто вы можете разобраться в них и справиться с ними самостоятельно.

Иногда тревожные сигналы о проблемах с поведением или о трудностях с концентрацией внимания начинают поступать, когда ребенок идет в детский сад, то есть в три-четыре года. Позже могут возникнуть проблемы, связанные с расстройствами речи , или вдруг обнаруживается, что ребенку трудно вырезать ножницами, держать в руке карандаш…

Когда из детского сада поступают такие тревожные сигналы, не колеблясь обращайтесь к специалистам, ибо воспитатели — профессионалы, они накопили богатый опыт работы с детьми и способны заметить то, чего не заметите вы.

Безусловно, о поведении, которое мешает другим или раздражает их, вам сообщат скорее, хотя оно куда менее тревожно, чем заторможенность ребенка и задержка в развитии, далеко не всегда различимые сразу.

Раннее обращение полезно, но будьте осторожны с поспешной диагностикой!

Сейчас существует тенденция при любых трудностях с ребенком сразу же ставить диагноз: очень быстро, например, приклеиваются ярлыки «специфические трудности обучения» 1 или «гиперактивность». Далеко не всегда проблемы письма — это дисграфия, запоздание с речью — дисфазия, и далеко не всякая непоседливость или неуравновешенность говорит о гиперактивности.

Вопреки тому, что иногда говорят, запоздалая диагностика не приводит к опозданию с терапией: если состояние ребенка покажется вам необычным, тревожным и вы обратитесь к специалисту с беспокоящими вас признаками «болезни» достаточно рано, он и без точного диагноза назначит симптоматическое лечение. «Болезни» здесь в кавычках, ибо то, что у ребенка или с ребенком есть определенные трудности, может не только сигнализировать о заболевании, но и быть со стороны малыша призывом обращать на него больше внимания. Разумеется, в любом случае малыша надо выслушать, но лечение понадобится вовсе не всегда: острая реакция на волнующую ребенка ситуацию является, наоборот, признаком его душевного здоровья.

С четырех-пяти, а иногда и с трех лет ребенок уже способен понять, что доктор, психолог или детский психиатр могут ему помочь, и специалист становится для него «доктором, чтобы поговорить», «доктором для игры» или «доктором для снов».

Достаточно быстро ребенок начинает понимать и то, чего от него ждут, и то, чего он сам может ожидать от такого доктора.

К кому идти за советом и/или лечением?

Иногда бывает очень трудно сориентироваться в многочисленных жалобах и понять, к какому специалисту следует вести ребенка. Общий совет дать трудно, в каждом случае должен быть индивидуальный подход, ясно тут одно: следует обращаться именно к специалистам, избегая разного рода шарлатанов, которые, не имея соответствующего — многолетнего! — образования, без всяких на то оснований объявляют себя психологами, психоаналитиками и даже психиатрами.

Детский психолог или психиатр может порекомендовать ребенку специфическую помощь — индивидуальную (например, занятия с логопедом или специалистом по психомоторному развитию) или в небольшой группе. В определенных случаях он может порекомендовать семейную терапию.

Надо помнить, что психолог — это не врач, у него совершенно иные методы работы, чаще всего связанные с разного рода тестированием. А вот лекарства выписывать он не может.

Психоанализ в основном ориентируется на принципы, заявленные Фрейдом 2 и Лаканом 3 .

Детский психоанализ во многом обязан своим развитием Мелани Кляйн 4 , нельзя также обойти фигуру Дональда Винникотта 5 и особенно Франсуазы Дольто, которая была последовательницей Лакана, но это не помешало ей создать свою психоаналитическую школу, и именно ей детский психоанализ не только во Франции, но и во многих странах мира обязан своим развитием.

1 Специфические трудности обучения — расстройства, при которых основной характеристикой является выраженное нарушение развития различных навыков обучения, которые нельзя объяснить общей задержкой интеллектуального развития или неадекватным обучением.
2 Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа.
3 Жак Лакан (1901-1981) — французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического психоанализа.
4 Мелани Кляйн (1882-1960) — австро-английский психоаналитик, инициатор детского психоанализа.
5 Дональд Вудз Винникотт (1896-1971) — известный английский педиатр и психоаналитик, автор книг по уходу за детьми, психологии ребенка и развитию личности в семье.

Читайте также:  ДЕРЕЦЕПЦИЯ МЕЖПОЗВОНКОВЫХ ДИСКОВ СТАРАЯ ИДЕЯ – НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Продан ; Хирургия позвоночника

Детский психолог в помощь родителям

Детский психолог в помощь родителям

Детский психолог — это специалист, который помогает родителям разрешать проблемы и трудности, возникающие на пути развития и взросления детей, в детско-родительских отношений, при возникновении у ребенка проблем психологического характера.

Именно детский психолог чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком и помогает прийти родителям к лучшему пониманию состояния своего ребёнка, наладить эмоциональную связь с ребёнком и установить более доверительные отношения в семейной паре родитель-ребёнок насколько это возможно и насколько это позволяют сделать сами родители.

Чем занимается детский психолог?

Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, оказывает психологическую помощь детям на основании полученных знаний о функционировании детской психики с учетом возрастных особенностей.
Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями.

Часто после специального обучения детские психологи начинают обучаться другим специализациям (арт-терапия, песочная терапия, психоанализ, системная семейная терапия и др.) для большей своей эффективности и пополнения своего профессионального багажа различными методиками и инструментарием.

Бывает так, что психолог, проходя какое-то направление углубляется в тему работы с детьми в рамках выбранного направления и тем самым выбирает работу с детьми.

Детский психолог работает с детьми, как правило, начиная с 3 лет до подросткового возраста включительно. Иногда детские психологи специализируются на определённом возрасте детей: кто-то работает только с дошколятами, кто-то со школьниками, а кто-то предпочитает работать только с подростками.
Вопреки распространенному заблуждению, детский психолог не лечит психические расстройства или заболевания — этим занимаются детские психиатры, врачи — психотерапевты, психоневрологи.

Когда и в каких случаях надо обращаться к детскому психологу?

Родители и другие взрослые родственники порой не понимают почему ребёнок стал неуправляемым, почему у него возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома.

Причин такого поведения или состояния ребёнка может быть много — опытные родители помогают своим детям, а молодые родители чаще рады бы помочь ребёнку, но не знают как или возникают сомнения в правильности своих действий.
Родительская некомпетентность, растерянность, тревога, бессилие, безысходность, безрезультатность ранее предпринятых действий родителями и желание понять что происходит с вашим ребёнком является основанием для записи на консультацию к детскому психологу.

В вопросах с детьми важно вовремя заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка и своевременно обратиться к специалисту, который поможет выявить причину частых капризов, слез, непослушания и негативного поведения и начать работу над имеющимися проблемами. Пренебрегать неблагополучное психологическое состояние ребенка ( подростка) опасно, так как это впоследствии чревато развитием психических и психосоматических заболеваний.

Помощь детского психолога необходима в следующих случаях:
  • психологическая готовность к школе,
  • неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, замкнутость,
  • повышенная обидчивость, ревность, капризы, истерики, агрессивность,
  • упрямство, тревожность, страхи,
  • чрезмерная активность ребенка ( гиперактивность или расторможенность ребёнка),
  • невротические привычки неадекватные возрасту ребёнка- кусание или грызение ногтей, сосание предметов, и т.д.,
  • ЗПР- задержка психического развития — отставание в развитии,
  • ребенок долго не может привыкнуть к детскому саду, к школе,
  • плохие отношения с родителями, с воспитателями, педагогами в школе,
  • сложности в учебе:не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
  • конфликты с одноклассниками, отсутствие друзей.
Психолог необходим, если ребенок оказался в сложной или кризисной для него жизненной ситуации:
  • смерть близких или домашних питомцев
  • острые или постоянные конфликты в семье,
  • развод родителей,
  • переезд, смена школы или детского сада
  • рождение сиблинга
  • дети, пережившие домашнее насилие или стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.

Детский психолог может помочь в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Часто родители хотят перед школой оценить уровень и особенности развития ребенка, чтобы понять готов ли ребенок к школе или стоит ещё год подождать и тогда детский психолог проведет диагностику психологической готовности к школе.

Консультация с целью диагностики состоит ориентировочно из 5 этапов и 3-5 сессий в зависимости от возраста ребёнка.

Чем детский психолог может быть полезен родителям?

Как правило, инициаторами обращения к детскому психологу являются родители и во многих ситуациях работа психолога ориентирована на изменение поведения родителей. Почему? Родители являются главными взрослыми определяющими микроклимат и атмосферу в семье, дети — второстепенные члены семьи и они только подстраиваются под поведение родителей или дети, как в зеркале, отражают семейные отношения и проблемы. И сколько бы психолог ни работал с ребенком его работа даст временный результат. Поскольку ребенок каждый раз возвращается в семью, члены которой не меняются или не считают нужным менять что-то в своём поведении, которое, может быть, и явилось причиной нежелательного детского поведения или состояния. Ребёнок через какое-то время регрессирует и опять возвращается к привычному поведению. И тогда родители начинают думать, что зря потратили время и деньги на работу с ребёнком и к психологам больше ни ногой. При заинтересованности в стойких результатах родителям надо включаться в работу и менять своё поведение и отношение к ребёнку.

В этом случае детский психолог может помочь родителю:
  • наладить отношения с ребенком и быть на одной волне с ним,
  • лучше разобраться в проблемах детей и понимать мотивы их поступков,
  • выработать оптимальную стратегию и тактику взаимодействия с ним,
  • повысить свою родительскую компетентность и самооценку,
  • сделать отношения в семье более доверительными и теплыми,
  • научиться управлять своими чувствами и эмоциями,
  • найти свой стиль взаимодействия с ребенком, который определяется личностными особенностями ребенка и родителя.

Как работает детский психолог?

Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями, сбором информации для выявления причин возникших трудностей и проблем. Психолог задаёт вопросы родителям, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с ситуацией в семье и общается с ребёнком.. Иногда первая консультация проводится только с родителями. Затем проводится психодиагностика ребенка, результаты которой показывают наличие или отсутствие психических отклонений и психологические особенности его личности.

Во время первых двух консультаций также определяют дальнейший план работы с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.

Читайте также:  Препараты йода для щитовидной железы список самых эффективных таблеток

Для достижения желаемого результата детский психолог и родители работают вместе.

Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию психологических проблем ребенка:

  • игротерапия
  • арт-терапия
  • сказкотерапия
  • песочная терапия и др.

Занятия могут быть индивидуальными, групповыми, вместе с родителями в зависимости от актуальных задач и проходят в непринужденной, комфортной атмосфере, игровой форме и форме активного диалога.

Если в ходе работы у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы, то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у детского психиатра.

Если у малыша не обнаружили серьёзных проблем, то регулярные занятия с детским психологом и активная помощь и участие родителей помогут справиться с любой детской психологической проблемой.

Существуют другие формы работы детских психологов в помощь родителям:

1. Ответы детских психологов нашего проекта здесь и в группе для родителей в соцсетях на различных родительских форумах.
2. Тренинги, лекции,трансляции, вебинары, программы для родителей.
3. Статьи и публикации на страницах и сайтах детских психологов.
4. Если уже проблема назрела и вы хотите решить её профессионально, оперативно, комплексно и разносторонне, то команда специалистов и преподавателей по детской и подростковой психологии, психокоррекции и психотерапии проекта «Психологический консилиум онлайн» готовы помочь вам!

Каждый ребенок — это маленький человечек и полноценная личность со своими эмоциями, чувствами, тревогами, страхами и переживаниями.

Помните, бережное отношение к детской психике и своевременное подключение специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем!

Чем занимается детский врач-психиатр?

Колонка Елисея Осина. Что входит компетенции детских психиатров? Ответ на этот вопрос не в делении детей на «психиатрических» и «не психиатрических»

Люди, обращающиеся к врачам психиатрам, часто не очень понимают, какую именно помощь они могут здесь получить, какие именно консультации, о чем спрашивать и чего ожидать в качестве результата. Действительно, чем занимается детский врач-психиатр? Подпадают ли проблемы этого ребенка и этой семьи под его компетенции? Или надо было кого «полегче» выбрать?

Такая же дилемма возникает и у врачей:

— Доктор, как нам его наказывать?

— Ну, это не ко мне уже, это к психологу.

— Пройдите обследование у невролога, сделайте ЭЭГ, и если там все чисто, то тогда уже и приходите ко мне.

Основная идея этих размышлений в том, что где-то есть невидная, но очень четкая грань – грань между психиатрическими проблемами и остальными (психологическими, неврологическими, воспитательными и прочими). По этой границе и выстраиваются пациенты – тут пациенты детских психиатров, а тут те, которые «непонятно чего пришли».

На мой взгляд, в основе такого разграничения лежат три точки зрения на работу врачей психиатров, которые разделяются не только родителями, но и врачами. И все эти точки зрения являются во многом неверными.

Первое мнение о том, где пролегают границы компетентности психиатров, можно сформулировать так: психиатры занимаются психическими болезнями. Если у человека нет психических болезней, то ему не нужно к психиатру, а нужно обращаться к психологам, неврологам, кому-то еще. Это выглядит разумным, но до того момента, как возникает справедливый вопрос – а что такое психическая болезнь? Например, шизофрения – это болезнь, а вот нарушения поведения в школе – болезнь? С одной стороны, непослушный ребенок выглядит так, как выглядят другие дети, он не говорит нелепиц про голоса инопланетян и не раскачивается на месте, издавая странные звуки, он выглядит нормальным, так что врач-психиатр может сказать: «это не ко мне, воспитывайте его лучше». С другой – его поведение может доставлять столько страданий и причинять столько боли, сколько не доставят и три ребенка с шизофренией.

Современные классификации, которыми пользуются детские врачи, описывают множество нарушений, многие из которых не являются заболеваниями, например, содержат в себе такие диагнозы как «расстройство адаптации» или «расстройство сиблингового соперничества», а разные дополнительные категории, например, «расстройство поведения неуточненное» или «другие общие расстройства развития» позволяют ставить диагноз почти любому человеку, даже если его поведение не укладывается в рамки каких-то распространенных психических расстройств.

Вторая точка зрения заключается в том, что если психиатр это врач, то его задача лечить так, как лечат врачи, при помощи лекарств и других медико-биологических процедур, а, значит, граница будет проходить именно тут – можно ли лечить то или иное расстройство при помощи лекарств или нельзя. И с этой точкой зрения тоже возникают проблемы: значительную часть расстройств, которые собраны в современных классификациях, невозможно лечить медикаментозно. То есть можно, конечно, мы постоянно именно это и наблюдаем, но толку от такого лечения не будет, потому что лекарства при подобных расстройствах не помогают. Например, невозможно вылечить аутизм, какие бы лекарства ни использовались, невозможно при помощи лекарств научить хулигана слушаться, невозможно научить мирно играть с маленьким братом. Да, лекарства в чем-то иногда могут помочь во всех этих случаях, но лишь частично, часто ненадолго.

Третья точка зрения заключается в том, что психиатры занимаются с детьми тогда, когда дело совсем плохо, когда нарушения очень выражены, когда все другие, к кому раньше обращались родители, не помогли. Так часто и бывает: родители обходят всех, кого можно, откладывая визит к психиатру на самый крайний случай, потому что боятся и не хотят слышать того, что им там могут сказать (и часто весьма обосновано боятся – чем-чем, а тактом и умением разговаривать с пациентами российские врачи не отличаются). И эта точка зрения, на мой взгляд, неверна, а вероятно еще и наиболее вредная из всех.

Однажды ко мне попал на прием подросток тринадцати лет. Его родители рассказали, что основной причиной всех их обращений к специалистам (а они обращались в течение семи лет) была агрессия мальчика по отношению к матери. Подросток был импульсивным, раздражительным, вспыльчивым, но в присутствии отца еще мог удерживать себя в руках. Максимум, что происходило во время конфликтов – это крики и хлопанья дверью, но вот когда папа уезжал в командировки (а ездил он часто и надолго), мальчик распускал руки и в ответ на запреты и критику мог по-настоящему бить мать. Папа не мог оставить прибыльную работу, мама не могла найти какого-то другого подхода к тому, как управлять сыном, а сам мальчик, по собственному признанию, не мог себя удержать, когда слышал, как мама его ругает. В какой-то момент подросток даже оказался в психиатрической больнице, в которой провел два месяца подряд, и вышел оттуда вообще без каких-либо лекарств (а родители одной из задач госпитализации ставили подбор терапии). Что произошло? Да просто на период лечения в больнице мальчик взял себя в руки так, как брал себя тогда, когда папа был дома, и весь период лечения прошел без реальных поведенческих нарушений! Вывод врачей был таков – «не наш пациент, воспитывайте лучше». Вот это и есть тот самый вред третей точки зрения – дети и подростки с реальными проблемами (бьет мать) не получают в итоге какой-либо помощи, так как его проблемы не достаточно серьезные (в больнице ведет себя хорошо). И так происходит постоянно, к сожалению.

Читайте также:  ЛАКТОСТАЗ причины, механизм развития, лечение и профилактика - Клиника Medswiss

Ну а как же правильно? Как должно быть?

Отвечая для себя когда-то на эти вопросы, я пришел к важному для себя выводу.

Невозможно делить людей и их проблемы на юрисдикции специалистов. Все это деление – вам к психологу, вам к психиатру, вам к неврологу – ложное, потому что так не бывает в мире людей. Человек всегда будет больше и вместительнее тех классификаций, которые используются для его описания, он всегда будет выходить за рамки этих классификаций, где-то не будет вписываться. Не бывает «психологических», «психиатрических» или «педагогических» детей, бывают проблемы, которые достается решать тем или иным специалистам.

И вот здесь начинается самое важное – каким бы ни был человек, его поведенческие, психические расстройства, скорее всего, будут несколько сложнее, чем компетенция очень узкого специалиста. Для того чтобы эффективно помогать разным людям, специалистам нужно обязательно знать действительно много. Даже если речь идет про очевидно выраженное психическое расстройство или заболевание, то обязательно возникнут аспекты, которые будут касаться чего-то более простого, повседневного и оттого очень важного, например, отношений страдающего ребенка с его братьями или сестрами, или методов объяснения подростку его нарушения и последствий наличия расстройства на его жизнь. Конечно, все знать невозможно, но в таком случае специалист должен работать в команде с другими специалистами, к которым он мог бы направлять ребенка для разрешения таких вопросов. Очень часто последствием действительно эффективной работы в подобной команде для специалистов становится умение говорить сразу от лица этой команды, решая какие-то основные и самые распространенные проблемы самостоятельно, но так, как это решал бы его коллега, человек с специальным образованием и компетенциями.

Иными словами, ответ на вопрос о компетенции врачей психиатров не в разделении людей на какие-то подгруппы, а в расширении компетенций специалистов, которые помогают детям и их семьям. Возможно, многие со мной не согласятся, но я не вижу ничего неправильного в том, чтобы опытный клинический психолог (получивший до этого хорошее образование и проработавший достаточное время в области диагностики) ставил диагнозы, чтобы врач-психиатр давал рекомендации по организации обучения в школе или по способам поощрения подростка, социальный работник консультировал бы по приему лекарств, решая самые простые клинические задачи самостоятельно (без того, чтобы записывать своего подопечного в очередь к психиатру, отстояв которую клиенту придется снова рассказать то, что он много раз рассказывал) и так далее. Конечно, для этого нужно хорошее образование и опыт, но это возможно, если специально к этому готовить специалистов, если помогать им учиться друг у друга, если делать прозрачным для всех специалистов процесс принятия клинических решений.

Такая работа специалистов, в том числе и детских психиатров, требует системных решений – создания новых схем работы с детьми и их семьями. Один из замечательных примеров подобного системного решения – особенная программа поддержки родителей, разработанная и используемая в Австралии. Это программа называется Triple P – Positive Parenting Program (Программа Тройного П – Программа Положительного Родительства). Если немного упрощать, то суть это программы в консультировании родителей по вопросам того или иного проблемного поведения у детей. Все рекомендации этой программы основаны на хорошо сформулированной теории детско-родительских отношений, на хороших исследованиях в области развития детей (то есть имеют замечательную теоретическую базу) и проверены на эффективность в клинических испытаниях (то есть реально работают!). Особенная красота это программы в том, что она предполагает различные уровни вмешательства в зависимости от наличия и степени имеющихся проблем – от кампаний в средствах массовой информации (в виде фильмов или специальных передач) до индивидуального, очень интенсивного обучения родителей детей с тяжелыми нарушениями поведения.

Такая организация приводит к тому, что любой взрослый может без труда получить отвечающую его потребностям консультацию – родители шумного двухлетки могут узнать, как лучше решать проблемы истерик, недавно появившихся у малыша (посетив две десятиминутные консультации у собственного педиатра, прошедшего обучение по этой программе). Родители десятилетней девочки могут узнать как преодолеть острую проблему ревности к младшей сестре (посетив четыре получасовых занятия, которые проводит работник в местном социальном центре). Родители крайне девиантного мальчика с тяжелой депрессией и нарушением активности и внимания смогут получить интенсивное индивидуальное обучение в тот момент, когда он будет лечиться в психиатрической больнице. При подобной организации получается, что ни одна из проблем не будет слишком простой или слишком сложной – в рамках Triple P существует пять уровней помощи, в зависимости же от сложности проблемы будет выбираться наиболее подходящий – от интенсивных консультаций родителей госпитализированного в психиатрический стационар подростка до одной-двух бесед с педиатром, после которых родители получат дополнительно красочные и понятные буклеты с рекомендациями по решению их проблем.

И при этом несмотря на такой сильно различающийся внешний вид этих консультаций все они будут основаны на очень эффективных и научных подходах, будут предлагаться в таком виде, в котором их давали бы сами создатели этой программы – заслуженные ученые и практики.

Размышляя о том, какими пациентами я сам должен заниматься, размышляя о том, что является моими компетенциями, что является компетенциями детских психиатров вообще, я прихожу к выводу, что ответ на этот вопрос не в делении детей на «психиатрических» и «не психиатрических», как это сейчас происходит. Ответ на этот вопрос заключается в расширении знаний, умений и форм работы, расширений умений сотрудничать, то есть в создании такой системы, которая может содействовать любой семье, испытывающей проблемы с детьми, пусть даже на контрасте с другими историями, их проблемы и выглядят пустяковыми.

Ссылка на основную публикацию
Что должно входить в диету при дискинезии желчевыводящих путей у взрослых и детей
Особенности диеты при дискинезии желчевыводящих путей у детей Дорогие читатели, очень часто после прохождения УЗИ печени и желчного пузыря мы...
Что делать, если болит зуб — Лайфхакер
Боль усиливается при накусывании на зуб 4 мая 2016 28282 Нередко случается так, что зуб начинает болеть в самое неподходящее...
Что делать, если болит поясница после сна Блог о здоровье
Боль в пояснице и тошнота Боли в пояснице, к которым добавляется тошнота или рвота, могут свидетельствовать о появлении тяжелых нарушений...
Что должны знать родители о родничках
Когда должен закрыться родничок у ребёнка. Мифы о родничках. Родничок пульсирует, нормально ли это Многие знают, где находится у ребёнка...
Adblock detector