Физиология и патология бинокулярного зрения

Механизм бинокулярного зрения человека

Что такое бинокулярное зрение?

Человеческую способность видеть обоими глазами, формируя единый визуальный образ от двух полученных картинок, называют бинокулярностью. Исключительно благодаря этому умению люди могут полноценно воспринимать окружающий мир, оценивать, на каком расстоянии от них находятся различные предметы, ориентироваться в пространстве, видеть объекты не только впереди, но и сверху, снизу или сбоку.
Именно поэтому наличие бинокулярного идеального зрения — необходимое условие для многих профессий, особенно это важно для летчиков, водителей, хирургов, ювелиров.


Для того, чтобы острота зрения была высокой, то есть передаваемые сетчаткой изображения были идентичны по величине и форме, они должны попадать на одинаковые корреспондирующие участки глаза: каждый такой участок одного зрительного органа имеет свою соответствующую точку на другом органе зрения. Существуют и диспаратные (несимметричные) участки. В случае, если картинки передаются на диспаратные точки, их слияния не происходит, человек видит задвоенный предмет.

Полноценное развитие бинокулярного зрения происходит не у всех людей. Так, у новорожденного изначально отсутствует согласование движения глазных яблок, а значит не развита и острота (бинокулярность) зрения. Только на 5-8 неделе жизни ребенок начинает четко различать положение предметов, в 3-4 месяца проявляется устойчивая фиксация изображения. У полугодовалого ребенка уже формируется фузионный рефлекс, то есть происходит слияние двух изображений в одно, так начинается развитие бинокулярного зрения. Полноценное завершение его формирования офтальмологи наблюдают к 12-14 годам, в процессе могут возникать патологии в виде косоглазия у детей дошкольного возраста, чаще всего, это легко исправимо.

Для правильного развития бинокулярного зрения важно, чтобы:

  • была одинаковая форма роговицы на обоих зрительных органах;
  • правильно функционировали глазные мышцы;
  • глазные яблоки работали синхронно (часто сбои происходят из-за инфекционных заболеваний или травматического воздействия);
  • организмом обеспечивалась стабильная работа периферической и центральной нервных систем;
  • отсутствовали патологии зрительных нервов, роговицы, сетчатки и хрусталика.

Именно поэтому с раннего возраста родителям стоит чаще посещать кабинет офтальмолога для своевременного устранения возможной проблемы на начальном этапе.

Причины бинокулярной потери зрения

Нарушения восприятия изображения, связанные с бинокулярностью, могут возникать и у взрослых людей, возраст указывает на то, что факторами для проявления патологии стали не врождённые дефекты. Наиболее распространённые причины:

  • Разные рефракционные параметры у зрительных органов (анизометропия);
  • Нарушение мышечной иннервации;
  • Искривление костей глазниц;
  • Патология полостей глазниц;
  • Инфекционные заболевания зрительной системы;
  • Патология ствола головного мозга;
  • Отравление токсичными вещества;
  • Частые скачки внутриглазного давления (в последствии потеря зрения при глаукоме).

Чаще всего, как в детском, так и взрослом возрасте потеря бинокулярного зрения сопровождается косоглазием. Для этой патологии характерно отклонение одного или обоих зрительных органов в какую-либо сторону, их оси не совпадают. По наличию или отсутствию бинокулярного зрения (упражнения для проверки его наличия довольно простые, легко сделать их самостоятельно) можно отличить реальное косоглазие от мнимого.
Так, между зрительной осью, которая проходит от центральной ямки пятна к узловой точке, рассматриваемого предмета, и оптической осью, проходящей к центру роговицы и узловую точку зрительного органа, есть уклон в 3-4°. При мнимом косоглазии угол между этими осями увеличен (он может достигать 10°). Специалисты отмечают, что при мнимой патологии бинокулярное зрение в норме сохраняется. Это позволяет установить верный диагноз, мнимое косоглазие не требует исправления.


Скрытое косоглазие (гетерофория) подразумевает патологию одного зрительного органа. Оно проявляется в тот момент, когда пациент не фокусируется на предмете, органы расслабляются. Это довольно легко проверить: достаточно зафиксировать взгляд на предмете, прикрыв один глаз ладонью. Если заболевание у пациента есть, зрительный орган отклонится в сторону. Если же у испытуемого бинокулярное зрение в норме, зрачок вернется в исходную позицию. Гетерофория тоже не требует лечения.

Острота зрения, бинокулярность зрения — отклонения от нормы

При наличии бинокулярного расстройства зрительные органы человека работают разрозненно, и причин для этого может быть несколько. Так, при ослабленной координации и слабом тонусе глазных мышц возникает моторное расстройство. А в случае рассинхронизации изображений, транслируемых в головной мозг от каждого глаза, проявляется сенсорное расстройство. Бывает и так, что пациенту диагностируют обе проблемы одновременно.
Для выявления конкретной проблемы проводятся исследования нарушений бинокулярного зрения при помощи специальных приспособлений, таких как офтальмоскоп, периметр, щелевая лампа, авторефрактометр, монобиноскоп.
Однако существуют и более простые способы выяснить, есть ли у пациента отклонение от нормы, в особенности в раннем возрасте. Поскольку у детей бинокулярность начинает полноценное формирование с 3 лет, по мнению врачей, достаточно провести тесты на моторную и сенсорную бинокулярность.
Приведем несколько простых и очень известных методов:

  • Опыт Кальфа. Специалист вручает испытуемому два карандаша, один из них нужно держать вертикально, другой — горизонтально. Если пациент попадает вертикально расположенным карандашом по горизонтальному, бинокулярность в норме. Физиологически эта способность помогает определять положение предметов в пространстве и расстояние между ними.

  • Тест Соколова. С помощью бумаги, свернутой в «подзорную трубу» пациент смотрит одним глазом на любой объект, расположенный вдали. Ко второму же необходимо поднести ладонь на том же расстоянии, на котором заканчивается край «подзорной трубы». При отсутствии патологий человек с нормальным бинокулярным зрением (остротой зрения) увидит в ладони отверстие, через которое просвечивается рассматриваемый предмет.

  • Четырехточечный опыт (цветотест для исследования бинокулярного зрения). Максимально точный способ восприятия цветового зрением для определения наличия или отсутствия нарушения. Врач ставит перед испытуемым предметы разных оттенков: белый, красный и два зеленых, надевает на пациента очки, у которых одна линза — красная, вторая — зеленая. В случае, если испытуемый видит четыре объекта, бинокулярность в норме. Во время эксперимента зеленые и красный предметы поменяют цвет, а белый объект будет казаться красно-зеленым, потому как картинка формируется обоими зрительными органами. При потере бинокулярного зрения и превращении его в монокулярное во время игры испытуемый будет видеть исключительно тот предмет, чей цвет совпадает с тоном линзы, расположенной на доминирующем глазу. Белый объект тоже окрасится в оттенок линзы на ведущем зрительном органе.
Читайте также:  10 лучших антибиотиков при ангине - рейтинг 2020

Восстановление бинокулярного зрения

Для того, чтобы восстановить бинокулярное зрение во врачебной практике используется два основных метода лечения:

  • ортоптический;
  • диплоптика.

Первый заключается в развитии способности соединять изображения, воспринимаемые обоими глазами. Нередко такую методику применяют на занятиях тифлопедагога и для того, чтобы восстановить зрение при косоглазии у детей. В процессе используется аппарат под названием синоптофор, он транслирует раздельные части некоего рисунка, что стимулирует зрительные органы соединять их в единую картину. Офтальмологи предварительно учитывают угол косоглазия пациентов, применяя локализацию окуляров. Как только удалось восстановить зрение на занятии, возникает необходимость закрепить имеющийся результат. Процесс, связанный с таким закреплением и называют диплотикой.

Диплотика — это финальная попытка восстановить зрение. Метод лечения можно проводить пациентам, достигшим двухгодовалого возраста. Он заключается в принудительном вызове двоения объекта, именно благодаря этому впоследствии происходит стабилизация бинокулярного зрения на занятиях тифлопедагога. Однако угол косоглазия пациента не должен превышать 7°.
Во время игры для развития бинокулярности устанавливается специальное призматическое стекло, оно и создает эффект двоения. Как только врач его убирает, части картинки постепенно начинают соединяться. В процессе терапии призмы меняют.

Также при реабилитации применяется лечебная гимнастика, предназначенная для усиления подвижности глазных яблок. Она производится при помощи специального прибора, конвергенцтренера.
Еще один метод устранения патологии — хирургическое вмешательство. К нему прибегают тогда, когда терапевтических процедур становится недостаточно. Часто, чтобы восстановить бинокулярное зрение, требуется операция на оба зрительных органах. Специалисты корректируют мышцы (делают их длиннее/короче), которые отвечают за движение глазных яблок.
Важно понимать, что данная патология не является следствием возрастных изменений в организме, поэтому совершать профилактические процедуры можно с ранних лет. К примеру, можно повесить игрушки над кроваткой ребенка не ниже 50 см от его лица и менять их месторасположения пару раз в неделю. Взгляд малыша постепенно будет фокусироваться на одной точке.

Эти и другие простые методы помогут исключить зрительные патологии, а при своевременном обращении к специалисту довольно просто скорректировать уже выявленное отклонение. С ранних лет стоит проводить диагностику зрения не реже двух раз в год, взрослым достаточного одного посещения кабинета офтальмолога в год при отсутствии серьезных нарушений.

Развитие зрения у детей в норме

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ

Все дети рождаются с низким зрением. Острота зрения новорожденного от светоощущения до 0,03. По мере совершенствования различных отделов зрительной системы и развития связей между клетками сетчатки и клетками головного мозга зрение быстро улучшается.

ВОЗРАСТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

В первый месяц жизни ребенка его зрение в результате недоразвития коры полушарий мозга является подкорковым, примитивным, диффузным светоощущением. Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде слежения. Это врожденная функция: слежение продолжается секунды, при этом взор ребенка на предметах не останавливается. Со второй недели появляется фиксация, то есть более или менее длительная задержка взора на предмете при движении его со скоростью не более 10 см в секунду. Лишь ко второму месяцу, в связи с функциональным совершенствованием черепной иннервации, движения глаз становятся координированными. Как следствие появляется синхронное слежение-фиксация, то есть продолжительная бинокулярная (двумя глазами) фиксация взора. С этого времени осуществляется слияние двух зрительных восприятий от обоих глаз в одно – развивается одновременное зрение. Предметное зрение начинает проявляться у детей примерно со 2-го месяца жизни, когда ребенок живо реагирует на грудь матери. К 6-8 месяцам дети начинают различать простые геометрические фигуры, а с 1 года жизни – рисунки. В 3-летнем возрасте острота зрения равная единице обнаруживается у 5-10% детей, в 7 лет у 45-55%, в 9 лет у 60%, в 11 лет у 80%, в 14 лет у 90 % детей. Цветовое зрение появляется в 3-4 месяца и в основном формируется к 5-6 годам. На 3-4 месяце возникает сужение зрачка, когда ребенок фиксирует глазами близкие предметы, то есть появляется аккомодация (изменение преломляющей силы глаза посредством изменения формы хрусталика). До 3 лет цилиарная мышца находится в спастическом состоянии (спазм аккомодации). К концу первого полугодия появляются условные рефлексы: фиксация взглядом, содружественное движение глаз, конвергенция (поворот глаз кнутри при рассматривании близких предметов). Аккомодация и конвергенция (сведение зрительных осей обоих глаз при рассматривании предмета вблизи) тесно связанные функции: напряжение аккомодации приводит к увеличению конвергенции. В результате может произойти перекрест зрительных осей глаз и ребенок все предметы будет видеть двоящимися (диплопия). Чтобы избежать неприятных ощущений диплопии, ребенок будет использовать глаза поочередно или предпочтет использовать лучший глаз, подавляя изображение второго. По мере повышения остроты зрения в первые месяцы жизни ребенок, разглядывая объекты на разном расстоянии, начинает периодически получать четкое их изображение. Это служит стимулом для дальнейшей тренировки аккомодации. К концу 3-4 месяца жизни дети фиксируют осязаемые ими предметы устойчиво двумя глазами, то есть бинокулярно. В начале это плоскостное бинокулярное зрение. Осязая различные предметы, ребенок получает ощущения об их трехмерном измерении. Сопоставляя перемещение своего тела с изменениями величины получаемых от предметов изображений, дети, когда они начинают ползать и ходить, развивают вторую сторону бинокулярного зрения – пространственное расположение предметов и отстояние их от глаз. Высшая форма бинокулярного зрения – стереоскопическое (качественная характеристика трехмерного пространства) определяется уже в 6 лет, но полностью формируется к 12-15 годам. Бинокулярное зрение развивается нормально, если оба глаза используются одинаково и если изображения сливаются в одно. Когда изображения неодинаковые и не могут быть слиты, бинокулярное зрение не развивается. Основные причины нарушения развития бинокулярного зрения: различная рефракция на обоих глазах (подразумевается клиническая рефракция, характеризующая положение главного фокуса оптической системы глаза по отношению к сетчатке), косоглазие. При этом в зрительные центры головного мозга поступает от одного глаза четкое изображение, от другого глаза – размытое. В этом случае ребенок использует глаза поочередно или предпочтительно только один глаз. Если одно изображение не используется достаточно долго, структурные изменения зрительных путей приводят к развитию амблиопии в хуже видящем глазу, то есть к «ленивому глазу». Амблиопия – понижение зрения на одном или обоих глазах вследствие их бездеятельности.

Читайте также:  Как правильно выбрать Пробиотики

Рефракция значительно меняется в течение роста ребенка, особенно в первые 2 года жизни, в связи с быстрым ростом диаметра глазного яблока. Астигматизм (разная рефракция по двум взаимно перпендикулярным осям), часто определяемый в течение первого года жизни, обычно исчезает на протяжении второго года. Наиболее сильные аномалии рефракции, нарушающие развитие зрения, должны быть скоррегированы как можно раньше. Приучить к очкам младенца легче, чем убедить носить очки ребенка в возрасте 1 – 2 лет.

В норме глаза ребенка должны располагаться прямо, смотреть на один и тот же объект, и острота зрения должна быть симметричной. Иногда трудно определить, есть косоглазие или нет, особенно когда у ребенка широкая переносица. Тест на выявление косоглазия: посветить электрическим фонариком в глаза ребенка и посмотреть, симметрично или нет, отражается свет в зрачках обоих глаз. При малейшем подозрении на косоглазие ребенка нужно обследовать у офтальмолога. При лечении косоглазия могут потребоваться очки, аппаратное лечение, окклюзия глаз (глаза поочередно по определенной схеме закрываются окклюдором), хирургическое лечение. В каждом случае необходим индивидуальный подход. Задача лечения: поставить глаза прямо и обеспечить возможность нормального развития бинокулярного зрения. Раннее вмешательство при нарушениях бинокулярного зрения обычно означает, что потребуется меньше корректирующих действий и будет получен лучший результат. Тренировку и коррекцию нужно начать до того, как уменьшится пластичность функций коры головного мозга.

Острота зрения глаза может уменьшиться, если глаз не используется. В течение первого года жизни даже небольшое увеличение размеров века вследствие опухоли или отека способно настолько нарушить использование глаза, что это скажется на развитии центрального и бинокулярного зрения, причем даже после исчезновения припухлости. Следовательно, важно, чтобы отклонения от нормального развития были выявлены как можно раньше и немедленно принимались меры по их устранению. Развитие амблиопии чаще всего связывают с косоглазием. В амблиопичном глазу острота зрения значительно снижена и изображение от этого глаза не используется для осуществления зрительных функций более высокими отделами зрительной системы. Поэтому при обоих открытых глазах ребенок непроизвольно предпочитает изображение от лучшего глаза. Лечение амблиопии состоит в нейтрализации причины, вызывающей «неравенство» глаз. Для этого, прежде всего, проводится точная коррекция неправильной рефракции и назначается окклюзия глаз в различных вариантах. Обычно лучший глаз закрывают непрозрачным окклюдором и тренируют в игровых ситуациях амблиопичный глаз. Маленькому ребенку не нравится, когда ему заслоняют лучше видящий глаз. И здесь очень важно создать интересную игровую ситуацию, которая будет побуждать малыша использовать амблиопичный глаз. Тренировка должна проходить обязательно совместно с взрослым: разглядывание забавных картинок, работа с мозаикой, раскраски и обведение по контуру. Взрослый может рисовать что-то мелкое и советоваться при этом с ребенком, таким способом вынуждая его точно фокусировать взгляд на кончике карандаша. Когда использование ребенком амблиопичного глаза на близком расстоянии улучшится, следует начинать игры с мячом, которые требуют точной фиксации и прослеживания объекта на разных расстояниях. Чем интенсивнее тренировка, тем скорее будет заметен результат. Ситуация должна оставаться под контролем до школьного возраста, то есть до тех пор пока созревание зрительных функций не станет гарантией устойчивых результатов. Осознание важности раннего лечения и контроль развития зрения – путь к улучшению зрения детей.

КОНРОЛЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

1. Прямая и содружественная реакция зрачков на свет.

2. Общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза.

3. Кратковременное слежение в сторону медленно передвигаемого предмета, удаленного от глаз на 20-30 см.

2 – 3 НЕДЕЛИ

1. Слежение с кратковременной фиксацией передвигаемого предмета перед каждым глазом.

2. Общая двигательная реакция на световой раздражитель каждого глаза.

1 – 2 МЕСЯЦА

1. Сравнительно продолжительная бинокулярная фиксация ярких предметов, передвигающихся перед каждым глазом.

2. Натуральный условный рефлекс смыкания век на быстрое приближение к каждому глазу яркого предмета.

3. Натуральный условный пищевой рефлекс – активная реакция на вид груди матери.

1. Устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов разной величины, удаленных от глаза на разные расстояния.

2. Узнавание на небольшом расстоянии от глаз матери и других близких с общей двигательной реакцией.

1. Различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые игрушки, геометрические фигуры.

2. Узнавание близких лиц, знакомых животных на различном удалении от каждого глаза.

1. Различительная реакция на картинки, рисунки, игрушки различной величины и на различном удалении от глаз.

2. Активная реакция подвижности (поворота) глаз на перемещение предметов, людей, животных, машин и т. д.

1. Проверка остроты зрения по детским картинка разной величины на различных расстояниях от каждого глаза.

5 ЛЕТ И СТАРШЕ

1. Проверка остроты зрения по специальным таблицам с буквами и оптотипами.

4.4. Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение — восприятие окружающих предметов двумя глазами (от лат. bi — два, осulus — глаз) — обеспечивается в корковом отделе зрительного анализатора благодаря сложнейшему физиологическому механизму зрения — фузии, т. е. слиянию зрительных образов, возникающих отдельно в каждом глазу (монокулярное изображение), в единое сочетанное зрительное восприятие.

Единый образ предмета, воспринимаемого двумя глазами, возможен лишь в случае попадания его изображения на так называемые идентичные, или корреспондирующие, точки сетчатки, к которым относятся центральные ямки сетчатки обоих глаз, а также точки сетчатки, расположенные симметрично по отношению к центральным ямкам (рис. 4.17). В центральных ямках совмещаются отдельные точки, а на остальных участках сетчатки корреспондируют рецепторные поля, имеющие связь с одной ганглиозной клеткой. В случае проецирования изображения объекта на несимметричные, или так называемые диспаратные, точки сетчатки обоих глаз возникает двоение изображения — диплопия.

Читайте также:  Энтеробиоз у детей причины, симптомы, лечение

Бинокулярное зрение формируется постепенно и достигает полного развития к 7—15 годам. Оно возможно лишь при определенных условиях, причем нарушение любого из них может стать причиной расстройства бинокулярного зрения, вследствие чего характер зрения становится либо монокулярным (зрение одним глазом), либо одновременным, при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза. Монокулярное и одновременное зрение позволяет получить представление лишь о высоте, ширине и форме предмета без оценки взаиморасположения предметов в пространстве по глубине.

Основной качественной характеристикой бинокулярного зрения является глубинное стереоскопическое видение предмета, позволяющее определить его место в пространстве, видеть рельефно, глубинно и объемно. Образы внешнего мира воспринимаются трехмерными. При бинокулярном зрении расширяется поле зрения и повышается острота зрения (на 0,1—0,2 и более).

При монокулярном зрении человек приспосабливается и ориентируется в пространстве, оценивая величину знакомых предметов. Чем дальше находится предмет, тем он кажется меньше. При повороте головы расположенные на разном расстоянии предметы смещаются относительно друг друга. При таком зрении труднее всего ориентироваться среди находящихся вблизи предметов, например трудно попасть концом нитки в ушко иголки, налить воду в стакан и т. п. Отсутствие бинокулярного зрения ограничивает профессиональную пригодность человека.

Для формирования нормального (устойчивого) бинокулярного зрения необходимы следующие условия:

  • Достаточная острота зрения обоих глаз (не менее 0,4), при которой формируется четкое изображение предметов на сетчатке.
  • Свободная подвижность обоих глазных яблок. Именно нормальный тонус всех двенадцати глазодвигательных мышц обеспечивает необходимую для существования бинокулярного зрения параллельную установку зрительных осей, когда лучи от рассматриваемых предметов проецируются на центральные области сетчатки. Такое положение глаз обеспечивает ортофорию (греч. optos — прямой, foros — несущий). В природе ортофория наблюдается достаточно редко, в 70—80 % случаев встречается гетерофория (греч. geteros — другой), считающаяся проявлением скрытого косоглазия. Это состояние обоих глаз характеризуется тем, что в покое они могут принимать такое положение, при котором зрительная ось одного глаза отклоняется или кнутри (эзофория), или кнаружи (экзофория), или кверху (гиперфория), или книзу (гипофория). Причиной гетерофории считается неодинаковая сила действия глазодвигательных мышц, т. е. мышечный дисбаланс. Однако в отличие от явного косоглазия при гетерофории сохраняется бинокулярное зрение благодаря существованию фузионного рефлекса. В ответ на появление физиологического двоения из коры головного мозга поступает сигнал, мгновенно корригирующий тонус глазодвигательных мышц, и два изображения предмета сливаются в единый образ. Патология глазодвигательного аппарата является одной из основных причин утраты бинокулярного зрения. Степень гетерофории, выражаемая в призменных диоптриях, определяется величиной отклонения зрительной линии одного из глаз от точки фиксации.
  • Равные величины изображений в обоих глазах — изейкония. Следует отметить, что при неравенстве величин изображений (анизейко-ния) 1,5—2,5 % возникают неприятные субъективные ощущения в глазах (астенопические явления), а при анизейконии 4—5 % и более бинокулярное зрение практически невозможно. Разные по величине изображения возникают при анизометропии — разной рефракции двух глаз.
  • Нормальная функциональная способность сетчатки, проводящих путей и высших зрительных центров.
  • Расположение двух глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости. При смещении одного глаза во время травмы, а также в случае развития воспалительного или опухолевого процесса в орбите нарушается симметричность совмещения полей зрения, утрачивается стереоскопическое зрение.

Существует несколько простых способов определения бинокулярного зрения без использования приборов.

Первый заключается в надавливании пальцем на глазное яблоко в области век, когда глаз открыт. При этом появляется двоение, если у пациента имеется бинокулярное зрение. Это объясняется тем, что при смещении одного глаза изображение фиксируемого предмета переместится на несимметричные точки сетчатки.

Второй способ — опыт с карандашами, или так называемая проба с промахиванием, в ходе которой наличие или отсутствие бипокулярности выявляют с помощью двух обычных карандашей. Пациент держит один карандаш вертикально в вытянутой руке, врач — другой в том же положении. Наличие бинокулярного зрения у пациента подтверждается в том случае, если при быстром движении он попадает кончиком своего карандаша в кончик карандаша врача.

Третий способ — проба с «дырой в ладони». Одним глазом пациент смотрит вдаль через свернутую из бумаги трубочку, а перед вторым глазом помещает свою ладонь на уровне конца трубочки. При наличии бинокулярного зрения происходит наложение изображений и пациент видит в ладони отверстие, а в нем предметы, видимые вторым глазом.

Четвертый способ — проба с установочным движением. Для этого пациент сначала фиксирует взгляд обоими глазами на близко расположенном предмете, а затем один глаз закрывает ладонью, как бы «выключая» его из акта зрения. В большинстве случаев глаз отклоняется к носу или кнаружи. Когда глаз открывают, он, как правило, возвращается на исходную позицию, т. е. совершает установочное движение. Это свидетельствует о наличии у пациента бинокулярного зрения.

Для более точного определения характера зрения (монокулярное, одновременное, неустойчивое и устойчивое бинокулярное) в клинической практике широко используют аппаратные методы исследования, в частности общепринятую методику Бе-лостоцкого — Фридмана с применением четырехточечного прибора «Цветотест ЦТ-1 (Россия). На его экране светятся четыре точки: белая, красная и две зеленые. Обследуемый смотрит через очки с красным стеклом перед правым глазом и зеленым перед левым. В зависимости от того, какие ответы выдает пациент, находясь на расстоянии 5 м, можно точно установить наличие или отсутствие у него бинокулярного зрения, а также определить ведущий (правый или левый) глаз.

С целью определения стереоскопического зрения часто применяют «Fly»-стереотест (с изображением мухи) фирмы «Titmus Optical» (США). Для установления величины анизейконии используют фазоразделительный гаплоскоп. В ходе исследования пациенту предлагают объединить два полукруга в полный бесступенчатый круг, меняя величину одного из полукругов. За величину имеющейся у пациента анизейконии принимают процентное отношение величины полукруга для правого глаза к величине полукруга для левого глаза.

Аппаратные методы исследования стереоскопического зрения широко используют в детской практике при диагностике и лечении косоглазия.

Ссылка на основную публикацию
Феназепам (1 мг, ОЛАЙНФАРМ АО) инструкция по применению, показания
Побочные действия Феназепама Препарат «Феназепам» относится к обширной группе транквилизаторов ряда бензодиазепинов. Его используют для купирования тревожности у пациентов с...
Факты о цвете глаз АЙЛАЗ офтальмология Лечение зрения на высшем уровне
У кого и когда бывают глаза хамелеоны Глаза хамелеоны у человека – нераспространённое явление, для которого характерно изменение цвета радужной...
Фарингит у детей Врач-педиатр дп№4 Абдуллина Э
Фарингит у детей Фарингит у детей – это инфекционно-воспалительный процесс в слизистой оболочке и лимфоидной ткани ротоглотки. Фарингит у детей...
ФЕНТАНИЛ — инструкция по применению, цена, отзывы и аналоги
Фентанил пластырь: инструкция к применению ТТС, отзывы, Устранить интенсивные боли помогает пластырь Фентанил. Потребители говорят, что это изделие улучшает состояние...
Adblock detector