Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера, Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга, М

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это ряд эмоциональных ощущений и психологических черт, объединяющихся в чувство собственной ненормальности, ущербности. Данный комплекс зарождается вследствие определённых причин: душевных травм, различных неудач, дискриминации, личных ошибок. Ощущение никчемности обуславливает поведенческие паттерны личности и её самочувствие. Другими словами рассматриваемое явление можно представить в виде поведенческого реагирования, влияющего на самовосприятие личности, вынуждающее чувствовать себя негодной ни на что. Комплекс неполноценности часто препятствует человеку в личностном росте, развитии, самореализации, воплощении мечтаний и планов, построении взаимоотношений.

Теория комплекса неполноценности Адлера

Первым рассматриваемое понятие в обиход ввёл австрийский психиатр А. Адлер. Он утверждал, что большинству детей изначально свойственно ощущение собственной никчемности в сравнении с «всесильными взрослыми». Это провоцирует у малышей формирование анализируемого комплекса неполноценности. Созревание личности, согласно его воззрениям, обусловлено компенсаторным механизмом.

Учёный отмечал что лица, имеющие выраженный органический дефект, нередко стремятся компенсировать его посредством тренировок, что зачастую приводит к развитию недюжинного мастерства. Также он отметил, что подобный компенсаторный процесс можно наблюдать и в психической области: люди порой пытаются не только восполнить дефицитность органа, но при этом у них возникает также субъективное чувство никчемности, которое формируется из ощущения личной психологической или социальной слабости.

Адлер выдвинул предположение, что истоки чувства ущербности закладываются с детства. Данный феномен он истолковывал так: малыш переживает довольно длительный этап подчинённости, когда он абсолютно беспомощен и для выживания ему необходима поддержка родителей. Такой опыт порождает у него сильные переживания никчемности в сравнении с остальными членами семейных взаимоотношений, более могущественными и сильными. Возникновение этого ощущения ущербности отмечает дебют продолжительного поединка за приобретение перевеса над окружением. Также знаменует тягу к безупречности.

Учёный был убежден, что устремление на превосходство – это базис мотивационной направленности в жизни личности. Цель каждого человеческого субъекта побороть чувство неполноценности и упрочить своё превосходство. При этом чувство никчемности у отдельных лиц вследствие разнообразных факторов может стать избыточным. Результатом этого является возникновение комплекса неполноценности – преувеличенного ощущения бессилия и несостоятельности. Адлер классифицировал три вариации страданий, переживаемых в детском периоде, способствующих к формированию комплекса: неполноценность органов, гиперопека и родительское отвержение.

Прежде всего, у малышей с врождённым дефектом может зародиться чувство психологической ущербности. Также крохи, родители которых чересчур балуют их, потакают во всём им, вырастают нерешительными, неуверенными в личных способностях вследствие того, что всегда за них всё решали или делали другие. Они вырастают с укоренившейся убеждённостью, что самостоятельно справиться с жизненными неурядицами они не в состоянии. И наконец, пренебрежение родителей, отвержение ими своих чад нередко становится катализатором возникновения описываемого комплекса по причине ощущения крохами собственной ненужности. Каждая из приведённых вариаций страданий, ощущаемых малышами в детстве, в появлении неврозов в старшем возрасте зачастую играет ведущую роль.

При этом благодатная почва для возникновения ощущения никчемности, может преобразоваться в трамплин для появления гиперкомпенсации, приводящей к комплексу превосходства, обнаруживающегося в стремлении гиперболизировать собственные физические умения, интеллектуальные способности или социальные навыки. Проще говоря, гиперкомпенсация являет собой завышение здорового тяготения преодолевать устойчивое чувство неполноценности.

Таким образом, Альфред Адлер комплекс неполноценности воспринимал, как чувство, зарождающееся вследствие переживаний социальной неполноценности либо психологической несостоятельности. В нормальных жизненных обстоятельствах стремление преодолеть собственную никчемность становится великой мотивационной силой самосовершенствования человека.

Пример комплекс неполноценности – это разрушающая связь, где уверенная и красивая барышня превращается в порабощённую «тень» под бременем оскорблений, принижений и порой даже рукоприкладства избранника-тирана.

Причины возникновения

Устойчивая неуверенность и ощущение собственной никчемности самостоятельно не формируются. Существует ряд обстоятельств, способствующих развитию описываемого состояния.

Так, например, вследствие неверного воспитания, негативного опыта либо частой критики зарождается комплекс неполноценности у подростков.

Дети могут вступать во взрослую жизнь с ворохом психологических проблем и неуверенностью вследствие, либо избыточной опеки родителями, либо лишения ими детей своей поддержки, внимания, заботы. При гиперопеке возникает несамостоятельность, при отчуждении родителей формируется неуверенность.

Часто рассматриваемый комплекс неполноценности рождается на почве физических дефектов, которые могут быть, как действительно существующими, так и надуманными. Последнее чаще встречается у девочек, поскольку они более придирчивы к собственной внешности и подвержены стремлению следовать устоявшимся в социуме канонам красоты. Парни в свой черёд чаще озабочены «калибром» собственного детородного органа.

Нередко фактором, способствующим развитию комплекса неполноценности, является негативное воздействие социума. Как говорится мир состоит из «добрых» людей, которые лучше знают всё и всегда. Оценочные суждения вот таких вот «доброжелателей» часто становятся катализатором развития чувства собственной никчемности. Порой подобное поведение обусловлено их направленностью на самоутверждение за счёт более слабых или излишне впечатлительных.

Небезобидны, а порой и более опасны критические высказывания близкого окружения. Ведь игнорировать суждения чужих людей намного проще, чем не реагировать на «уколы» или нелицеприятные комментарии близких.

Если удача постоянно обходит, то люди склонны это связывать с собственной никчемностью. На фоне любимцев фортуны человек, неизменно шагающий вдоль по чёрной полосе, бессознательно вырабатывает рассматриваемый комплекс неполноценности.

Негативное самовнушение нередко становится благодатной почвой для расцветания всевозможных комплексов. Существует определённая каста людей, которая постоянно накручивает себя, отыскивая дефекты в общественной жизни и собственном бытие.

Некоторые девушки считают себя менее привлекательными после родов, вследствие чего страшатся стать сексуально не притягательными, не вызывающими желание партнёра. У парней, в свой черёд, комплекс неполноценности может зародиться после жёсткой критики или нелицеприятных высказываний партнёрши в адрес его половой состоятельности либо размеров его «мужского достоинства».

Читайте также:  Чувство распирания в подреберье причины и лечение

Постоянные семейные дебоши, отсутствие взаимопонимания, конфликты зачастую порождают возникновение подсознательного чувства вины у одного из партнёров. Если вторая сторона занимает позицию деспота, то чувство вины углубляется и укореняется, а «пострадавший» партнёр утрачивает собственное мнение, заменяя его ощущением своей ущербности.

Часто фактором, провоцирующим возникновение комплекса неполноценности, становится измена. Супружеская неверность способна причинить огромную душевную боль партнёрам обоих полов. Одна лишь навязчивая мысль, что возлюбленный нашёл на стороне более эффектного либо более опытного в интимном плане партнёра, способна выработать даже у нарциссической личности описываемое явление.

Нередко комплекс неполноценности порождает различного рода дискриминация (например, сексизм, расизм). Порой может наблюдаться коллективная травля, приводящая даже к суицидальным попыткам.

Комплекс неполноценности у мужчин

Женские фантазии полны мужественными рыцарями, смело вступающими в схватку с драконом ради пригожей леди, бесстрашными кавалерами, побеждающими на дуэли в угоду прекрасной дамы, отважными поклонниками, способными на любой подвиг, дабы завоевать сердце красавицы. Однако в действительности сильная половина уж очень отличается от порождённых воображением женщин персонажей. Как говорится мужчины тоже люди, а потому также подвержены всевозможным страхам, негативным мыслям, комплексам.

Понятие комплекс неполноценности у сильной половины зачастую связывают с наличием физических дефектов у них, плохого материального положения и импотенцией.

Существует несколько вариаций комплекса неполноценности у мужчин. Так, например, комплекс Босса возникает в ситуации излишне требовательных родителей либо если мужчине в спутницы досталась барышня, которую ранее сильно принижал противоположный пол. Юноша будет стараться всецело исполнить роль сильной личности.

Когда мужчине в спутницы достается дама, стремящаяся принудить партнёра совершать поступки, несвойственные ему (уборку дома, приготовление пищи, стирку, глажку), может возникнуть комплекс Геркулеса или синдром подкаблучника.

Сильная половина может ощущать свою никчемность по причине нетолерантного отношения к сексуальным меньшинствам. Помимо того комплекс неполноценности формируется и у юношей, предпочитающих однополые отношения, но из-за боязни быть разоблачёнными становятся ярыми гомофобами.

Комплекс Дон Жуана зарождается у мужчин, которые стремятся повысить собственное либидо посредством разгульной жизни и заведением множества романов, которые они обрывают по собственной инициативе.

Помимо приведённых комплексов у сильной половины могут вырабатываться и иные, основанные, например, на боязни старения.

Комплекс неполноценности у женщин

Прекрасные фемины, в отличие от мужчин характеризуются ярко выраженной эмоциональностью. Они более склонны к душевным переживаниям. Поэтому часто им сложнее смириться с собственной неуспешностью либо пережить полосу неприятностей.

Причины зарождения чувства неполноценности у слабой половины разнообразные: от ошибочного семейного воспитания на фоне неизменной критики до дискриминации и душевных травм.

Ниже приведены основные комплексы, которым подвержены барышни:

– неудовлетворение собственной комплекцией или внешностью;

– неудовлетворение собственной гендерной принадлежностью;

– отвержение мужского пола;

– убеждение, что никто не любит;

Недовольство собственной внешностью представляет собой наиболее встречаемый женский комплекс. Даже очень красивая барышня с привлекательной фигурой способна отыскать в своей безупречной внешности недостатки. При этом большинство женских недовольств, обусловленных неудовлетворённостью внешностью, порождены лишь их воображением и навеяны мифическими стандартами красоты.

Выделяют два периода в женском бытие, когда особого пика достигает неудовлетворенность внешностью, а именно: пубертатный период и зрелый возраст.

Закомплексованность у подростков во многом оправдана, поскольку обусловлена гормональным всплеском, метаморфозами в девчачьей внешности. Данному периоду свойственная наибольшая чувствительность, всякая критика и колкости касательно внешности подростка часто порождает комплексы в будущем.

В пятидесятилетнем возрасте в женском организме также происходят физиологические изменения на фоне перестройки психики. Поскольку именно на данном этапе начинается менопауза и гормональные метаморфозы, влияющие на эмоциональное самочувствие и настроение. Помимо того в организме фемин происходят изменения, вызванные постепенным старением, проявляющиеся внешне морщинами, сухостью дермы. Появляется страх, провоцирующий некогда юных прелестниц вступать в неравную борьбу со временем – ложиться под хирургический нож или подвергать себя иным болезненным процедурам ради продления молодости.

Лечение

Специалистами предложено несколько подходов, направленных на преодоление комплекса неполноценности.

Прежде всего рекомендуется сторониться конфликтов, стрессоров, избегать перенапряжения, стараться анализировать свои минусы и положительные черты, проводить домашний аутотренинг либо посещать специальные тренинги.

Также существуют более радикальные пути избавления от комплекса неполноценности:

– сопротивление постоянному желанию «наговаривать» на себя, критиковать, сопоставлять себя с окружающими;

– использование альтернатив, то есть стараться делать через страх то, что по мнению человека у него не получается обычно;

– поощрение позитивных эмоций, приятных дел;

– расширение круга коммуникативного взаимодействия, изменение мировоззрения.

Отдельным лицам отлично помогает метод поиска события, приведшего к зарождению рассматриваемого комплекса, работа с мыслями и воспоминаниями.

Тем, кто интересуется, как избавиться от комплекса неполноценности, можно порекомендовать, помимо выше приведённых методов также и психотерапевтические техники, направленные на акцентирование положительных качеств и выявление отрицательных черт личности, освоение навыков продуктивной коммуникации и самоанализа, понижение эмоциональной напряжённости, ликвидацию страхов.

Сеансы терапии проводятся специалистом, как индивидуально, так и в группе. При индивидуальной психотерапии применяются гуманистический подход, психоанализ и когнитивно-бихевиоральный метод. Терапия помогает прояснить причины формирования закомплексованности, исправляются деструктивные воззрения на собственную персону, анализируются сильные черты и слабые стороны, осваиваются техники позитивного мышления релаксации.

Коллективные сеансы направлены на выработку навыков коммуникативного взаимодействия, обучение конструктивным реакциям на критику и методам разрешения конфликтов.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Комплекс неполноценности по адлеру

Альфред Адлер — выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог. Работал вместе с Зигмундом Фрейдом над основами психоанализа. Человека Адлер рассматривал с точки зрения его индивидуальности, считая личность цельной системой, потому-то его подход и получил название индивидуальной психологии.

Одно из самых известных достижений Альфреда Адлера – введение им понятия «комплекс неполноценности».

«Эти представления Адлера во многом сложились под впечатлением концепции фикционализма, разработанной немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером (1852-1933). В опубликованной в 1911 году работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул положение о том, что поведение огромного числа людей определяется некими социальными «фикциями» (такими, например, как «все люди равны в своих возможностях» или «чтобы добиться успеха в жизни, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности.

Читайте также:  Базофильная аденома гипофиза 1

В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию, так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства.

Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остаётся неудовлетворённым, порождая всё новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности.

Поэтому, считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врождённая потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом — чувство общности. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривает человека прежде всего в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, не способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности».

Вот как резюмирует свои рассуждения сам Альфред Адлер:

1. В понятии «жизнь» уже содержится органический и душевный модус, который повсюду предстает перед нами в качестве «внутренней потребности к установке цели». Поскольку жизнь требует от нас действия, то тем самым душевная жизнь принимает характер, соответствующий конечной цели.

2. Постоянное стремление к достижению цели обусловлено у человека его чувством неполноценности. То, что мы называем влечениями, уже представляет собой ориентированный на цель путь; желания же, несмотря на свои внешние противоречия, накапливаются, чтобы проникнуться этой единой целью.

3. Так же как неполноценный орган создаёт невыносимую ситуацию, следствием которой являются многочисленные компенсаторные попытки, пока организм вновь не почувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, — так и душа ребёнка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной энергии, которая должна создать надстройку над его чувством неполноценности.

4. Изучение душевной жизни в первую очередь должно считаться с этими пробными попытками и напряжением сил, проистекающими из конституционально данных реалий и пробных, а затем в конечном счёте испытанных действий, в которых человек использует среду в своих целях.

5. Поэтому любой душевный феномен следует понимать лишь как частное проявление единого жизненного плана. Все попытки проникнуть в сущность детской душевной жизни через анализ явления, а не его контекста можно объявить неудачными. Ибо «факты» детской жизни никогда нельзя рассматривать как готовые — они представляют собой подготовительные по отношению к цели действия.

6. В соответствии с этим, ничего, однако, не делается просто так. Как наиболее важные мы хотим выделить следующие руководящие линии.

а) развитие способностей, направленных на достижение превосходства;

б) сравнение себя со своим окружением;

в) накопление знаний и навыков;

г) ощущение враждебности внешнего мира;

д) использование для достижения превосходства любви и послушания, ненависти и упрямства, чувства общности и стремления к власти.

е) формирование «как если бы» (фантазии, символические успехи);

ж) использование слабости;

з) откладывание решений, поиск «укрытия».

7. Непременным условием этих направляющих линий является исключительно высоко поставленная цель, всемогущество и богоподобие, которая, чтобы быть действенной, должна оставаться в бессознательном. Как только смысл и значение этой цели и её противоречие с истиной становятся совершенно очевидными, понятными, человек больше ей не подчиняется, он может устранить её механизирующее, схематизирующее влияние путем осмысленного сближения с объективными требованиями общества.

В соответствии с конституцией человека и его опытом эта цель облачается в самую разную одежду и в этой форме, в том числе форме психоза, может быть осознана. Бессознательность этой цели достижения власти продиктована её непреодолимым противоречием с реальным чувством общности. Из-за недостатка осмысленного проникновения в неё и вследствие всецелой одержимости человека потребностью к власти едва ли можно ожидать, что она будет понята без посторонней, компетентной помощи.

8. Внешнее облачение стремления к власти чаще всего создается по схеме «мужчина — женщина», «низ — верх», «всё или ничего», иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребенок. С тем, что в этой схеме понимается как противоположность власти, обычно со слабостью, борются как с враждебным элементом, как с тем, что должно быть побеждено.

9. Все эти явления принимают у невротика острую форму, поскольку пациент вследствие своего состояния борьбы и своей своеобразной апперцепционной схемы уклоняется от какой бы то ни было серьёзной ревизии своих ошибочных детских суждений. В чём ему очень помогает его подкреплённая этим солипсистическая точка зрения.

10. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что любой невротик ведёт себя так, как будто ему всё время надо доказывать своё превосходство, к тому же почти всегда своё превосходство над женщиной».

Комплекс неполноценности по Альфреду Адлеру

Альфред Адлер — выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог. Работал вместе с Зигмундом Фрейдом над основами психоанализа. Человека Адлер рассматривал с точки зрения его индивидуальности, считая личность цельной системой, потому-то его подход и получил название индивидуальной психологии.

Бессознательное всемогущество

Одно из самых известных достижений Альфреда Адлера – введение им понятия «комплекс неполноценности».

Читайте также:  Лечение мозолей и натоптышей в Москве бережное удаление в Клинике Подологии

«Эти представления Адлера во многом сложились под впечатлением концепции фикционализма, разработанной немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером (1852-1933). В опубликованной в 1911 году работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул положение о том, что поведение огромного числа людей определяется некими социальными «фикциями» (такими, например, как «все люди равны в своих возможностях» или «чтобы добиться успеха в жизни, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности.

В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию, так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства.

Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остаётся неудовлетворённым, порождая всё новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности.

Поэтому, считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врождённая потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом — чувство общности. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривает человека прежде всего в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, не способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности».

Вот как резюмирует свои рассуждения сам Альфред Адлер:

1. В понятии «жизнь» уже содержится органический и душевный модус, который повсюду предстает перед нами в качестве «внутренней потребности к установке цели». Поскольку жизнь требует от нас действия, то тем самым душевная жизнь принимает характер, соответствующий конечной цели.

2. Постоянное стремление к достижению цели обусловлено у человека его чувством неполноценности. То, что мы называем влечениями, уже представляет собой ориентированный на цель путь; желания же, несмотря на свои внешние противоречия, накапливаются, чтобы проникнуться этой единой целью.

3. Так же как неполноценный орган создаёт невыносимую ситуацию, следствием которой являются многочисленные компенсаторные попытки, пока организм вновь не почувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, — так и душа ребёнка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной энергии, которая должна создать надстройку над его чувством неполноценности.

4. Изучение душевной жизни в первую очередь должно считаться с этими пробными попытками и напряжением сил, проистекающими из конституционально данных реалий и пробных, а затем в конечном счёте испытанных действий, в которых человек использует среду в своих целях.

5. Поэтому любой душевный феномен следует понимать лишь как частное проявление единого жизненного плана. Все попытки проникнуть в сущность детской душевной жизни через анализ явления, а не его контекста можно объявить неудачными. Ибо «факты» детской жизни никогда нельзя рассматривать как готовые — они представляют собой подготовительные по отношению к цели действия.

6. В соответствии с этим, ничего, однако, не делается просто так. Как наиболее важные мы хотим выделить следующие руководящие линии.

Реальная деятельность:

а) развитие способностей, направленных на достижение превосходства;

б) сравнение себя со своим окружением;

в) накопление знаний и навыков;

г) ощущение враждебности внешнего мира;

д) использование для достижения превосходства любви и послушания, ненависти и упрямства, чувства общности и стремления к власти.

Воображение:

е) формирование «как если бы» (фантазии, символические успехи);

ж) использование слабости;

з) откладывание решений, поиск «укрытия».

7. Непременным условием этих направляющих линий является исключительно высоко поставленная цель, всемогущество и богоподобие, которая, чтобы быть действенной, должна оставаться в бессознательном. Как только смысл и значение этой цели и её противоречие с истиной становятся совершенно очевидными, понятными, человек больше ей не подчиняется, он может устранить её механизирующее, схематизирующее влияние путем осмысленного сближения с объективными требованиями общества.

В соответствии с конституцией человека и его опытом эта цель облачается в самую разную одежду и в этой форме, в том числе форме психоза, может быть осознана. Бессознательность этой цели достижения власти продиктована её непреодолимым противоречием с реальным чувством общности. Из-за недостатка осмысленного проникновения в неё и вследствие всецелой одержимости человека потребностью к власти едва ли можно ожидать, что она будет понята без посторонней, компетентной помощи.

8. Внешнее облачение стремления к власти чаще всего создается по схеме «мужчина — женщина», «низ — верх», «всё или ничего», иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребенок. С тем, что в этой схеме понимается как противоположность власти, обычно со слабостью, борются как с враждебным элементом, как с тем, что должно быть побеждено.

9. Все эти явления принимают у невротика острую форму, поскольку пациент вследствие своего состояния борьбы и своей своеобразной апперцепционной схемы уклоняется от какой бы то ни было серьёзной ревизии своих ошибочных детских суждений. В чём ему очень помогает его подкреплённая этим солипсистическая точка зрения.

10. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что любой невротик ведёт себя так, как будто ему всё время надо доказывать своё превосходство, к тому же почти всегда своё превосходство над женщиной».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Температура без признаков простуды – серьезный повод для беспокойства Компетентно о здоровье на iLi
Какую температуру тела можно считать нормой В сезон простуды и гриппа многие озабочены изменением температуры тела. Это нестабильная величина, которая...
Таз после родов, как укрепить таз в послеродовой период
Тренировки после родов: упражнения время чтения 1 мин. Поздравляем с рождением малыша! Теперь, когда вы чувствуете себя лучше после родов,...
Таинственное явление, сопровождающее оплодотворение, обнаружили ученые
Возраст и ЭКО: когда еще не поздно В наших клиниках Вы можете получить консультацию по направлениям: Вспомогательные репродуктивные технологии, к...
Температура перед месячными!
Температура перед месячными За несколько дней перед месячными, наверное, каждая из нас начинает особенно внимательно прислушиваться к своему организму. И...
Adblock detector