Уровни ОНР — общего недоразвития речи у детей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль

Консультация для родителей

«У ребенка тяжелое нарушение речи (ОНР) – что это такое?»

Автор – составитель: педагог – психолог

МДОУ «Детский сад № 131»

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый», т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Необходимый объем помощи ребенку-логопату зависит от характера диагноза. Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте в детской поликлинике или в обычном дошкольном учреждении. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда в речевых группах детских садов.

Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям, страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР).

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения в сензитивные периоды развития речи.

Наиболее сложным и стойким вариантом речевого нарушения является общее недоразвитие речи, обусловленное ранним органическим поражением мозга.

По своему клиническому составу эта категория объединяет разных детей. Так, по данным Е.М.Мастюковой, среди них можно выделить три основные группы:

— так называемый неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, недостаточность двигательных дифференцировок и т.п.; у детей наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.п.

— осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких, как синдром повышенного внутричерепного давления, цереброастенический или неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр. У детей этой группы отмечается низкая работоспособность, нарушение отдельный видов гнозиса и практиса, выраженная моторная неловкость и т.д.

— грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, эту группу составляют дети с моторной алалией.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило определить три уровня речевого развития этих детей.

Первый уровень речевого развития , характеризуемый в литературе как «отсутствие убщеупотребительной речи».

  • Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» – «машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звуко-слоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения – ударение, количество слогов, интонацию и т.д. («тутя» – «рука»). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» – «кофта», «свитер» и т.д.)

Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки, и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»).

Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств – жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руку, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы.

Вот описание игрушки (машины), составленное по наводящим вопросам логопеда: «Маня. Бика. Бика. Сены. Сены. Бика» («Маленькая. Машина. Едет. Колесо черное. Бибикает»).

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании имрессивной стороны речи (т.е. понимание речи). Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов (в, на, под и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа (дай ложку, дай ложки), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на 1 уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

Дети с 1 уровнем речевого развития должны получать логопедическую помощь с 2.5 – 3 возраста.

Второй уровень речевого развития , характеризуемый в литературе как «Начатки общеупотребительной речи».

Отличительной чертой является появление у речи детей 2-3, а иногда даже 4-хсловной фразы. («Да тена ника.» – «дай желтую книгу». «Де кася ися асом» – «Дети красят листья карандашом».) На первый взгляд подобные фразы могут показаться совершенно непонятными, однако детальный анализ образцов речи указывает на использование, наряду с аморфными словами, слов с явно выраженными категориальными признаками рода, лица, числа и даже падежа. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их: «пять куких» (пять кукол), «синя каландас» (синий карандаш), «де юкка» (две руки) и т.д.

Такие ошибки, наряду с попытками использования уменьшительно-ласкательных форм, свидетельствуют о начальном этапе усвоения морфемной системы языка.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок с 2-ым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «Утя ези а туи». – «Утка лежит под стулом». «Асик ези таи». – «Мячик лежит на столе».

Однако по-прежнему часть простых предлогов (на, над, за и т.п.) и сложные (из-зи, из-под, через, между, около) вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия.

Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно объединяет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» – «не налил»), относительных и притяжательных прилагательных (вместо «грибной» – «грибы», вместо «лисий» – «лиска» и пр.), существительных со значением действующего лица «молочница» – «где пьют молоко») и т.д.

Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различение большого количества фонем – до 16-20. При воспроизведении слов из 2-3 и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» – велосипед, «китити» – кирпичи).

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок «Мишка и мед», ребенок испытывает трудности при передаче их последовательности и содержания. «Митя идя гыка. Идя по есу. Ези мед. Митя лез гыка. Итыт птеиы. Потом зяиа. Митя бези. Птеиы итыт.» («Мишка увидел дырку (дупло). Идет по лесу. Лежит мед. Мишка залез к дырке. Летят пчелы. Потом жалят. Мишка бежит. Пчелы летят.)

Читайте также:  Элеонора Хасанова — новинки

Дети со 2-ым уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-4 летнего возраста.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д.

Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными в косвенных падежах.

По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал из-за стола» – «встал из стола»).

  • На данном уровне детям становятся доступны словообразовательные операции. Изучение данной категории детей показывает, что действительно имеет место положительная динамика в овладении системой морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с ОНР 3-го уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы для цветка» – «горшочный», «человек, который строит дома» – «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» – «мойчик», вместо «лисья» – «лисник»). Очень часто попытки ребенка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко-слоговой организации произодного (т.е. вновь образованного) слова, вместо «нарисовал» – «саявал», вместо «мойщик» – «мынчик».

Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Тенденция к множественным семантическим заменам по-прежнему сохраняется (вместо «корзина» – «сумка», вместо «перчатки» – «эти, на руках, которые»).

Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры, например, «водопроводчик чинит водопровод» – «водопавотя тинит водовот», «экскурсовод проводит экскурсию» – «икусавод паводит икуси»).

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбор картинок, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем ОНР операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону. Например, как ребенок составил рассказ по серии картин «Зимние развлечения»: «Дети гуляли на дворе. А там снег. Взяли пальто, шапки, взяли эти, на руки, которые. Мальчик катал, и этот тоже катал. Сделали неневики (снеговиков). Потом он на санков катал собаку. Нет, это не он, это другой. А другой на горке сидел, а потом здесь бегал (показывает рукой на картинку «каток»).

Дети с 3-им уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с 5-летнего возраста на 2 года. И если коррекционная программа пройдена в полном объеме, есть большая вероятность того, что они смогут обучаться в общеобразовательной школе.

Родителям надо помнить, что речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.

Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но иногда делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте ребенка за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля», «ням-ням» и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни ребенка, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Помните, что только в результате вашего, родительского, самоотверженного труда в домашних условиях ребенок достигает успеха.

Помощь при ОНР (общее недоразвитие речи)

ОНР 1 уровня характеризуется отсутствием речи, соотносится с первым периодом усвоения родного языка в

онтогенезе (в норме), условно назван «однословное предложение, предложение из двух слов-корней».

Для общения, дети с ОНР первого уровня используют в основном лепетные слова, звукоподражания, отдельные существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Очень часто свою речь ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Подобное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Но отличие детей с ОНР от умственно отсталых в том, что: объем пассивного словаря значительно превышает активный; используются жесты и выразительная мимика для выражения своих мыслей; характерна большая инициативность речевого поиска в процессе общения, и достаточная критичность к своей речи.

Отдельные слова, которыми пользуются дети с ОНР, неточны по структурному и звуковому составу. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков («бобо» — болит, смазывать, делать укол). Вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов («туй» — сидеть, стул, «биби» — ехать, кататься, машина).

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и небольшой жизненный опыт, и недостаточный объем представлений об окружающей жизни.

Наблюдается нестойкость в произношении звуков. В речи детей преобладают, в основном, одно-двусложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру, количество слогов сокращается до двух-трех («ават» — кроватка, «амида» — пирамида).

Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток — молоко, копает — катает — купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.

ОНР 2 уровня описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы

«усвоение грамматической структуры предложения».

Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

Начинающееся различение некоторых грамматических форм, происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол — столы; поет — поют) и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи проявляется достаточно выражено.

Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами.

Формы числа, рода и падежа для детей не несут смыслоразличительной функции. Изменение слов в роде, числе, падеже имеет случайный характер, и потому при использовании его допускается множество разнообразных ошибок.

Читайте также:  Стоматология цены на услуги

Словесное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом назваются предметы, имеющие внешнее сходство, близкие по назначению или другим признакам.

Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

— замены падежных окончаний («катался гокам» — катается на горке);

— ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» — две пирамидки);

— отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» — красный карандаш,«асинь ета» — красная лента).

Часто предлоги, такие дети, выпускают вообще, при этом существительное употребляется в форме именительного падежа, также возможны многочисленные замены предлогов. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы нарушено произношения большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих); грубо нарушена передача слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» — сковорода), отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» — сапоги), замена и уподобления слогов.

Фонематический слух не сформирован, ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

При адекватном коррекционном воздействии дети переходят на третий уровень речевого развития, что даёт им возможность существенно расширить их речевое общение с окружающими.

ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического

и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения

ребенком морфологической системы языка.

Свободное общение у детей с ОНР третьего уровня крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются, всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Часто возникают ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картинке дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на количественный рост словарного запаса, наблюдаются лексические ошибки:

— замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);

— подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует» и т. п.);

— замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «ёлочки»);

— взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

ОНР 4 уровня характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя.

На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение

при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая,

правила грамматики не усваиваются.

В речи детей с ОНР четвертого уровня встречаются элизии, в основном заключаются в сокращении звуков, и редко – пропуски слогов. Также наблюдаются парафазии, перестановки звуков, редко слогов.

Вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Имеются недостатки фонематического слуха.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются названиями приблизительного значения: овальный – круглый. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации (кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; дедушка старый – взрослый).

Имея запас слов, обозначающих разные профессии, дети плохо дифференцируют обозначения лиц мужского и женского рода.

Словообразование с помощью увеличительных суффиксов вызывает большую трудность. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных существительных (ременьчик – ремешок и т.д.) и образование притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

На этом этапе в речи детей отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Но до сих пор затруднено использование сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными.

Связная речь весьма своеобразна. При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни они пользуются простыми малоинформативными предложениями. Сохраняются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи

Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание. При правильном понимании и отношении родителей к речевому дефекту ребёнка, при активном участии мамы и папы в процессе преодоления речевого недуга, специалисты гораздо быстрее добиваются таких долгожданных слов, фраз, предложений из уст малыша.

— Регулярно выполняйте вместе с ребёнком артикуляционную гимнастику (перед зеркалом 1-2 раза в день).

— Формируйте звуковую культуру у Вашего ребёнка («Как шумит ветер?», «Как шипит змея?» и т.д.).
Озвучивайте как можно больше действий, ребёнка и своих, в повседневной жизни («Одеваем на правую ножку, носочек», «Я беру сок, наливаю его в стакан» и т. д.).
По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).

— Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы.

— Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т.д.).

— Учите ребёнка ориентироваться в собственном теле. Стоя вместе с ним перед зеркалом, показывайте и называйте «Вверху у нас голова, а внизу стопы; Вот правая рука (нога, ухо, глаз), вот левая» и т. д. (это необходимо для овладения чтением, письмом, математическими операциями когда ребёнок пойдёт в школу).

— Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.

ОНР 1 уровня: симптомы, диагностика, характеристика, коррекционная работа

При нормальном речевом развитии дети в 4-5 лет свободно пользуются фразовой речью, конструируют сложные предложения, имеют в активном запасе более 3000 тысяч слов. Звукопроизношение после 5 лет формируется полностью. Это среднестатистические нормы. Если же к 2-3 годам малыш не говорит вообще или пользуется лишь несколькими словами для общения с окружающими, грубо нарушает грамматические, фонетические правила русского языка, то родители могут заподозрить у него ОНР 1 уровня. Что это, как диагностировать и правильно лечить, расскажем в нашей статье.

Определение

Общее недоразвитие речи 1 уровня — тяжелая форма речевого дефекта, характерно для “безречевых” детей с нормальным уровнем интеллекта и здоровым слухом. У такого ребенка наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы, при этом несоблюдение языковых норм очень грубое. Дети с ОНР 1 уровня нарушают правила фонетики, грамматики, лексики, фонематики. У них несвязная речь, похожая на лепет, или она почти отсутствует. Данное заболевание может быть обнаружено и диагностировано с 3-4 лет.

Термин “общее недоразвитие речи” (ОНР) был введен в науку советским педагогом, психологом, научным сотрудником института дефектологии РСФСР, НИИ дефектологии — Розой Евгеньевной Левиной.

Ею была разработана концепция общего недоразвития речи в 1960-х годах — это стало главной заслугой Р. Е. Левиной в науке и педагогике, на основе этого труда она защитила докторскую диссертацию.

После длительного исследования младших дошкольников, Левина пришла к выводу, что именно недоразвития речи часто приводят к неуспеваемости в школе. Разработала методику коррекционной работы при ОНР 1-3 уровня, провела ее апробацию на практике и доказала эффективность.

Характеристика ОНР 1 уровня подробно описана в научной работе Р. Е. Левиной “Основы теории и практики логопедии”, выпущенной в 1967 году. Эта книга полезна практикующим логопедам, психологам, дефектологам.

Причины

Этиология ОНР 1 уровня у детей всегда связана с вредоносными воздействиями на организм малыша в дородовый и послеродовый период. На формирование правильной речи, ее развитие согласно возрасту пагубно влияют:

  • Токсикозы у будущей мамы
  • Гипоксия плода во время беременности и в период родов
  • Наличие резус-конфликта плода и матери
  • Травмы головы
  • Недоношенность
  • Инфекции
  • Повреждения ЦНС
  • Энцефалопатия
  • Первичные дефекты: алалия, афазия, дизартрия, ринолалии
Читайте также:  Набор веса у грудничков по месяцам таблица, нормы прибавки в весе

У небольшого количества детей ОНР 1 типа становится результатом педагогической запущенности, социальной изоляции, недостатком речевого общения, эмоциональной напряженности в семье.

Патогенез

Общее недоразвитие речи формируется у детей на фоне других первичных дефектов. Это афазия, алалия, когда у ребенка грубо расстраиваются активная речь, ее понимание. В других случаях ОНР развивается при анатомических пороках речевого аппарата — это ринолалии, дизартрия. При таких дефектах распадается звукопроизношение, слоговой состав, лексика и грамматика речи.

По данным исследователей дошкольники с ОНР отстают от сверстников не только по речевым показателям, но и интеллектуально, физически. Это связано со сроками созревания речи, возможностью познавать новое, социализироваться.

Признаки

Малыши с таким диагнозом крайне ограничены в общении. Они пользуются несколькими словами, звукоподражаниями, мимикой и жестами для передачи мысли, выражения просьбы. При этом словоформы сильно искажены, звуки произносятся дефектно, слоги нечетко. Одно слово используется для называния нескольких предметов или действий. Например, бай — это спать, кровать, усталость.

ОНР 1 уровня у ребенка характеризуется еще несколькими признаками:

  • Слова используются в корневой форме, флексии отсутствуют.
  • Нет разницы между единственным и множественным числом.
  • Предлоги не используются.
  • Ребенок не различает род у существительных, глаголов прошедшего времени.
  • Слоговая структура не воспринимается.
  • В домашнем обиходе используется ограниченный набор слов, заученные фразы, которые повторяются многократно.
  • Сложные слова сокращаются до 1-2 слогов.
  • Некоторые дети используют лепетные предложения для выражения мыслей, слова при этом искажены, стыкуются без предлогов, флексий. Например, биби туту (машина уехала), гай мяч (играю в мяч).
  • При составлении рассказа, описания события или картины дошкольники сокращают предложения до одного слова, в лучшем случае двух. ” Папа туту. Биби. Дал”. Это означает: папа уехал на машине, а я ждал его.
  • Пассивный словарь гораздо богаче активного. Исследователи дефекта утверждают, что дети с ОНР все понимают, а выразить не могут.
  • Понимание речи вне ситуации затруднено. При обращении или просьбе к ребенку требуется изображение события или предмета на картинке.
  • Если ОНР 1 уровня у ребенка обнаруживается в 3-4 года, коррекция проводится грамотно, к 7-8 годам нарушения можно исключить полностью.

Характеристика

Дети с ОНР 1 уровня до 2-3 лет почти не отличаются от сверстников по психологическому портрету. Родители не замечают речевых дефектов, списывая лепетание и скомканность фраз на возрастные особенности малыша.

Когда ребенок вынужден социализироваться, выйти из круга семьи, проблема становится более явной. У дошкольника обнаруживаются трудности с общением, по мере взросления тормозятся умственные способности, подготовка к первому классу и обучение в школе проходят с трудом. Если малыш с раннего возраста относится к речевому дефекту критично, то замыкается в себе, может стать агрессивным и нелюдимым. Самостоятельная изоляция от общения усугубляет психологическое состояние ребенка.

Таким образом, дошкольники с 1-м уровнем ОНР могут характеризоваться, с точки зрения психологии, так:

  1. Повышенная тревожность.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Остро воспринимают неудачу, хотя стремятся достичь успеха в любом деле.
  4. Выразить гнев, радость, обиду им легче мимикой и жестами, чем длинными высказываниями.
  5. Страдает интерактивная функция при построении общения.
  6. Сосредоточенность взрослых на недостатке речи у малыша усиливает страхи ребенка, поэтому в присутствии незнакомых людей, требовательных педагогов и родителей они напряжены, не могут полноценно уловить содержание учебного материла.
  7. Эмоциональные переживания устойчивы, интенсивны.

Логопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:

Диагностика

Диагноз ОНР 1 уровня нужно ставить на основе комплексного обследования. Окончательное решение принимает логопед, дефектолог. Для составления точной картины, изучения анамнеза потребуются консультации следующих специалистов:

  • Невролог: оценивает общее состояний ЦНС.
  • Педиатр: дает описание общего состояния здоровья ребенка от рождения до данного периода.
  • Психолог: оценивает сенсорное, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

Заключение врачей узкой специализации изучает логопед, составляет собственную картину состояния речи малыша в процессе беседы с ребенком и родителями. Это работа проводится в несколько этапов:

  1. Заполняется карта развития ребенка со слов родителей, описаний соматического здоровья, составленных педиатром. Логопед знакомится с дошкольником, налаживает контакт.
  2. Изучаются компоненты речи малыша, моторика в процессе беседы, игры.
  3. Уточняются проявления дефекта в динамическом наблюдении. Ребенку задаются вопросы, требующие развернутого ответа, оценивается уровень его любознательности, стремление общаться.
  4. Тщательно обследуются слоговая и звуковая структура слова, связность речи, правильность грамматического строя.

Если у ребенка выявлено общее недоразвитие речи 1 уровня, ему необходимо направление в логопедическую группу детского сада. Справку выдает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Заключение о направлении на логопедическую помощь в дошкольном учреждении дается на основе обследований узких специалистов, в том числе и логопеда.

При запущенной стадии ЗПР, ОНР 1-2 уровня можно оформить инвалидность сроком на 1 год и дольше. Нужно пройти ПМПК, ВТЭК (врачебно-трудовая экспертную комиссию). Пособие по инвалидности — хорошее подспорье для оплаты услуг дефектолога и логопеда.

Коррекционная работа

Лечение речевого дефекта нужно начинать с составления программы занятий (КТП). Логопед должен выделить в плане следующие важные задачи работы с ребенком:

  1. Овладение пониманием речи.

Эту задачу проще решить в игровой форме. Ребенок выполняет просьбы педагога, отгадывает загадки, показывает предметы на картинках, части тела.

  1. Расширение пассивного и активного словарного запаса.

Педагогическая работа направлена на расширение кругозора, раскрытие отвлеченных понятий. Каждое новое слово нужно сопровождать демонстрацией предмета, ситуативной картинкой.

  1. Активация самостоятельной речевой деятельности.

На начальном этапе используется подражание, затем просьбы с помощью глаголов повелительного наклонения (дай, смотри), сопровождаемые жестами. Логопеду важно создать ситуацию, при которой ребенку будет интересно или необходимо самостоятельно выразить мысль.

  1. Развитие диалогичной речи.

Логопед может использовать простые вопросы, которые требуют ответа.

  1. После преодоления первой ступени речевого развития коррекционная работа нацеливается на правильное произношение слов, фонем. В речь вводятся приставки, предлоги.

Для решения поставленных задач нужно использовать игры и специальные коррекционные упражнения. Остановимся на некоторых из них.

Упражнения

Задача: научить ребенка правильно определять социальную роль человека, произносить имена родственников.

Ход игры: можно воспользоваться фотографиями родственников малыша. Педагог показывает на человека и спрашивает: “Кто это?”, “Как его зовут?”. Следующим этапом будет показ картинок из книг, где изображена семья. Малыш должен определить социальные роли (мама, папа, брат, бабушка и т.д.), придумать имена людям.

Задача: развитие фонематического слуха ребенка, активизация слухового внимания.

Ход игры: дошкольнику завязывают глаза, он двигается на звук хлопающих ладоней.

Задача: расширить словарный запас, развитие диалогичной речи.

Ход игры: логопед прячет игрушку, стучит по столу, затем показывает ее и спрашивает: “Кто пришел?”. Дошкольник должен ответить, если предмет незнаком воспитаннику, правильный ответ повторяется за педагогом. Важно использовать полные предложения для ответа, единственное и множественное число существительных, глаголов.

— Кто пришел?
—Это пришел медведь. Это пришли лиса и заяц.

На более поздних сроках коррекционной работы нужно строить развернутые предложения с предлогами и местоимениями. “К нам в гости пришли заяц, колобок и волк”.

  • Ищи внимательно

Задача: развитие внимания, понимания речи.

Ход: ребенку предлагается раскраска. Логопед просить найти и разукрасить только овощи или животных на ней. Остальные части картинки трогать нельзя. После раскрашивания воспитанник должен назвать предметы, цвета.

  • Части тела, овощи, посуда

Задача: расширить словарный запас, научить правильно произносить слова.

Ход: сначала дошкольник получает образцы картинок по теме или предметы (посуда, овощи). Затем находит уже знакомые предметы в книгах, на полках в игровом зале. Должен правильно произнести их название, составить простые предложения по теме.” Это кастрюля. Мама варит в ней суп. Это ноги, они быстро бегают”.

Занятия с “неречевыми” детьми проводятся индивидуально или в небольших группах по 2-3 человека. Упражнения повторяются многократно, систематично. Родителям нужно ежедневно повторять пройденный материал, активизируя речь дошкольника вне ДОУ. Только в этом случае образовательная работа позволит сделать положительный прогноз речевого развития. При переходе на следующий этап формирования навыка свободного общения нужно так же уделять внимание формированию фразы, познавательным, мыслительным процессам, грамматическому строю речи.

Перспективный план развития речи, маршрут лечения и результаты работы заносятся в индивидуальную карту дошкольника (ИК). На коррекционную работу при ОНР 1 уровня потребуется от 1 до 3 лет. Продолжительность лечения зависит от способностей дошкольника, запущенности речевого развития, сопутствующих заболеваний и частоты занятий с логопедом.

Вылечить ОНР 1 уровня самостоятельно без обращения к специалистам не получится. Терапия требует грамотного подхода к диагностике патологии, разработке плана действий. Показать дошкольника логопеду при обнаружении первых признаков недоразвития речи рекомендуется в 2-3 года. Если оставить проблему без внимания, к школьному возрасту у ребенка не сформируется готовность к фонетическому анализу слова, будет тяжело нарушен фонематический слух, беден словарный запас. Это будет серьезным препятствием для овладения школьной программой, личностного роста и успешной социализации.

Ссылка на основную публикацию
Уровень инсулина в крови норма и причины отклонения гормона
Как узнать уровень инсулина в крови и какая его норма? Инсулин представляет собой белковый гормон, способный делать глюкозу доступной для...
Ультразвуковое исследование доброкачественных образований молочной железы Тамбовская областная клин
Что такое анэхогенное образование в груди Ультразвуковое исследование (УЗИ), получившее широкое применение в медицине, является одной из самых информативных неинвазивных...
Ультразвуковое исследование прямой кишки Клиническая больница №122 имени ова Федерального Медико-Би
«САЙТ НАХОДИТСЯ НА РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИНОСИМ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ ЗА ВРЕМЕННЫЕ НЕУДОБСТВА» Государственный НаучныйЦентр Колопроктологии Ассоциация КолопроктологовРоссии На Главную О Нас Новости...
Уровни ОНР — общего недоразвития речи у детей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 131" город Ярославль Консультация для родителей «У ребенка тяжелое нарушение речи (ОНР) –...
Adblock detector